НЕЗАМЕНИМЫЙ НАШ БЕЛАЗ!

Конференция «БЕЛАЗ-2022. Тренд на экологичность и цифровизацию»

В конце сентября в городе Жодино (Беларусь) собрались более 300 партнеров и потребителей карьерной техники БЕЛАЗ в Российской Федерации. Мероприятие в буквальном смысле слова стало событийным для всей отрасли!

Многие участники, приехав на БЕЛАЗ в свойственном нашему непростому времени тревожном настроении о завтрашнем дне в нынешней непростой турбулентности рынка, уехали, воодушевленные непередаваемой, спокойной и конструктивной, укрепляющей во всех смыслах энергией БЕЛАЗА с его конкретными очень своевременными решениями для отрасли.

Конференция искрила и завораживала мощной положительной энергией, радуя всех участников конкретными решениями в важных стратегических вопросах и генерации новых идей. Все без исключения выступления были очень интересны, тщательно продуманы и прошли «буквально на одном дыхании», с мощным посылом на конструктивное сотрудничество с российским рынком.

В рамках конференции «БЕЛАЗ-2022. Цифровизация и экологичность – драйверы роста в горнодобывающей промышленности России» генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Олегович Никифорович пояснил важность этих направлений: «Та ситуация, в которой оказались сегодня Российская Федерация и Республика Беларусь, дает нам право показать все свои возможности, объединиться и достичь больших высот. Как показывает практика, у нас это получается. И одним из примеров является гибридный самосвал, который мы презентовали этим летом. Мы уверены, что за такими проектами — будущее. Можно сказать, это совместный проект России и Республики Беларусь, ведь в его компонентах около 90 процентов комплектующих созданы нашими государствами. Там заложены идеи, решения, рабочие места, рабочие руки наших людей».

В рамках конференции активно обсуждались технологии и комплексные решения, которые сегодня позволяют легендарному белорусскому заводу предлагать потребителю ряд техники, которая будет востребована в условиях постоянного развития горнодобывающей отрасли.

Отдельно рассматривались основные направления развития подземной, дорожно-строительной и другой техники Могилевского автомобильного завода в русле расширения промышленной кооперации с российскими партнерами и развития импортозамещения.

Особый интерес слушателей привлекла секция «Технологии, качество, сервис», на которой обсуждались вопросы реализации инвестиционной стратегии ОАО «БЕЛАЗ», новые методы контроля продукции в производстве и организации сервисного обеспечения техники БЕЛАЗ.

Разработки в области цифровизации представил глава отдела систем интеллектуального управления карьером ОАО «БЕЛАЗ» Дмитрий Елисеев:

«Мы самостоятельно создали систему мониторинга карьерного транспорта. Также ведем разработки в области виртуальной реальности. Для наших потребителей разрабатываем комплекс программных решений, которые позволят перейти к своеобразной виртуальной вселенной БЕЛАЗ, где мы видим на сегодняшний день три направления, однако понимаем, что их намного больше:

  • «виртуальная мастерская»: проект, в рамках которого будет осуществляться обучение сборочным и разборочным процедурам мотор-колеса с дальнейшим проведением экзамена, далее завод планирует дополнить «мастерскую» технологическими операциями по работе с подвеской, гидромеханикой и электроникой горной техники;
  • направление по цифровизации и визуализации работы узлов машин предназначено для подготовки специалистов, которым предстоит работа с техникой завода;
  • «виртуальная выставка», в рамках которой дилеры смогут сделать выборку техники для нужд конкретного заказчика, продемонстрировать возможности и преимущества машин, обсудить потребности и возможности разработки конструкторских решений.

На испытательном полигоне предприятия гостям продемонстрировали пилотные образцы техники БЕЛАЗ.

Например, 130-тонный гибридный самосвал с инновационной схемой работы – новинка 2022 года. Как рассказал генеральный конструктор завода Александр Насковец, особенность машины – в сочетании дизельного и электрического питания. Он пояснил, что на самосвале установлен дизель-генератор малой мощности, за счет чего экономия издержек для топлива составит около 40%. Машина оборудована аккумуляторными батареями, за счет которых и осуществляется подача недостающей мощности. Эксплуатационные испытания самосвала стартуют в конце года, когда новинка будет передана на одно из горнодобывающих предприятий Кузбасса.

Среди представленной гостям карьерной техники были и другие новинки: карьерный самосвал, работающий на сжиженном природном газе и дизель-троллейвоз.

По итогам экскурсии по испытательному полигону с карьерной техникой БЕЛАЗ представители ведущих горнодобывающих компаний высоко оценили её инновационность.

Так, мнением о новинке – 130-тонном гибридном самосвале БЕЛАЗ-7513М поделился директор департамента промышленных активов ПАО «ГКМ» «Норильский никель» Андрей Скоков: «Мы успешно используем 130-тонные машины на наших открытых горных работах. В этом году начали взаимодействовать более плотно и уже несколько раз приезжали на завод. Мы развиваем направления. В части экологии активно прорабатываем газовую машину, а также аккумуляторно-троллейные машины. Гибрид в текущих условиях — очень интересное решение. Подчеркну, что у нас всегда очень хорошие впечатления от техники Белорусского завода».

Генеральный директор ООО «АВ Майнинг» Дмитрий Дунцев: «Сегодня БЕЛАЗ в горном деле номер один. Завод производит самый надежный и доступный продукт. Ни одно предприятие мира не может похвастаться такой широкой линейкой самосвалов. В парке нашей компании есть практически все виды белорусских самосвалов. В настоящее время нам интересны гибридные машины, на газу, на аккумулятивных батареях».


Вот какими впечатлениями поделились с журналистами нашего сми участники мероприятия:

Сизонов Руслан Анатольевич
Заместитель главного инженера – начальник управления эксплуатации транспорта и обеспечения производства. АК «АЛРОСА» (Мирный)

- Компания АЛРОСА более 50 лет плодотворно сотрудничает с заводом БЕЛАЗ. Первые карьерные самосвалы БЕЛАЗ 540 пришли в г. Мирный в 1968г. для работы в карьере «Мир» на замену эксплуатирующимся МАЗ 250 и сразу показали свою эффективность. Буквально в ближайшие годы БЕЛАЗы уже работали на карьерах «Удачный», «Айхал», повышая производительность горной добычи. С тех пор идет активная работа алмазодобытчиков с заводом по внесению изменений в конструкцию машин, установке дополнительного оборудования, которая направлена на улучшение технических характеристик каждой модели. В результате данной работы вышли в начале 90-х БЕЛАЗ 75473 с двигателем Cummins KTA 19C, взамен двигателя ЯМЗ-240, с инновационной на тот момент централизованной системой смазки Линкольн и муфтой привода вентилятора Рокфор, а в начале 2000-х БЕЛАЗ 7513А с двигателем MTU DD12V4000 и электрической трансмиссией General Electrics, который превзошел по своим характеристикам распространенный на тот момент САТ 785.

- Руслан Анатольевич, что особенно понравилось в рамках данного мероприятия?

- Завод представил инновационный ряд карьерных самосвалов, это — троллейвозы, полностью электрический самосвал, гибрид. Видно, что заводчане не стоят на месте, а идут в ногу со временем, учитывая возрастающие требования к экологичности производимой продукции и удовлетворяя потребности горняков.

— Планируете ли развивать партнерские отношения с заводом?

— Компания АЛРОСА не прекращала партнерских отношений с БЕЛАЗ, cейчас активно прорабатывает возможность применения троллейвозов, газовых самосвалов, работающих на СПГ (сжиженном природном газе) в северных условиях Якутии. В текущем году закупила большую партию БЕЛАЗ 7558N с двигателем WEICHAI 6М33, а также прорабатывает с конструкторами БЕЛАЗ технические решения установки данного двигателя взамен американского Сummins QST30-C на уже эксплуатирующихся в компании самосвалах. В последнее время, с уходом импортных производителей горной и шахтной техники с российского рынка, большой интерес возникает к погрузочной технике, особенно БЕЛАЗ 7825 с объемом ковша 15м3, шахтным погрузочно-доставочным машинам и самосвалам производства Могилевского завода, входящего в холдинг БЕЛАЗ. Конференция — полезное и значимое мероприятие как для производителей, так и для потребителей карьерной техники. Завод показывает свои перспективные модели, производственные мощности, потребители имеют возможность обсудить с конструкторами свои потребности и пожелания, а также обменяться между собой опытом эксплуатации техники БЕЛАЗ.

Гнетнёва Юлия Игоревна
руководитель проектов ООО «Интеллектуальные Робот Системы»

— Наша компания ООО «Интеллектуальные Робот Системы» (г. Москва) является крупным в России интегратором и поставщиком роботизированных технологических комплексов для автоматизации таких технологических процессов как сварка, резка, дробеструйная обработка и напыление покрытий. Наш путь в качестве поставщика ОАО БЕЛАЗ начался не так давно, и первые шаги к сотрудничеству были сделаны лишь в 2021 году. Сейчас между нами и БЕЛАЗОМ заключено два крупных контракта на поставку современных роботизированных комплексов для сварки, на которых в автоматизированном режиме будут изготавливаться отдельные единицы изделий и узлов карьерных самосвалов. Мы надеемся, что со временем совместных проектов станет еще больше, потому что БЕЛАЗ отличается своим высоким уровнем технологичности производства. Их задачи не являются тривиальными и представляют большой интерес для нас, опытных интеграторов, которым интересно развиваться и реализовывать нестандартные, сложные проекты, что зачастую не позволяют возможности наших заказчиков.

— Юлия Игоревна, что особенно понравилось в мероприятии?

— Больше всего запомнилась атмосфера. Атмосфера слаженности, единства, сплочения и объединения участников общими целями по развитию промышленности, бизнеса и наших стран (Республика Беларусь и Россия) в целом. Не могу не отметить, что, наверное, самой запоминающейся частью форума стала возможность увидеть воочию и прикоснуться к конечному продукту ОАО БЕЛАЗ, к гордости Республики Беларусь, к самым большим в мире карьерным самосвалам, не имеющих аналогов в мире. В такие моменты ты понимаешь, что причастен к чему-то действительно значимому и оставляешь свой отпечаток в истории.

— Планируете ли развивать партнерские отношения с БЕЛАЗОМ?

— Безусловно ДА! БЕЛАЗ очень интересен нам как Заказчик. ОАО Белаз — это современное предприятие с высоким уровнем технологичности, сотрудники которого имеют богатый опыт в автоматизации и роботизации своего производства и знают, что хотят получить от Поставщика. Мы как поставщик всегда заинтересованы и рады реализовывать для клиента сложные и конкретные задачи, и самое приятное для нас — это видеть, когда наша продукция, наши роботизированные комплекты активно и успешно эксплуатируются, загружены работой в три смены и действительно необходимы Заказчику для развития производства. Работая с ОАО БЕЛАЗ, мы не сомневаемся в описанном выше, потому что ОАО Белаз — это крупное предприятие с конкретными целями и задачами, которых они успешно достигают и постоянно развиваются.

— Считаете ли данное мероприятие событийным для отрасли?

— Подобные мероприятия очень важны для отрасли. Для всех участников это отличная возможность погрузиться в рынок, повысить узнаваемость бренда, найти новых клиентов или поставщиков и укрепить отношения с существующими. ОАО Белаз имеет огромный опыт в своей отрасли, который полезен и их клиентам, и партнерам. Поэтому одна из важных составляющих данного мероприятия — это часть с выступлений, докладов, презентаций, в рамках которых рассказывается об успешных кейсах с российскими и зарубежными клиентами и поставщиками, делятся инсайтами и опытом, накопленном в процессе решения задач клиентов, приводятся примеры гипотез, которые сработали или не сработали в ходе решения той или иной задачи, таким образом все это позволяет систематизировать весь, полученный ОАО БЕЛАЗ и его партнёрами опыт, что помогает развитию отрасли в целом.

Трофимов Сергей Александрович
Технический директор ООО "Сервис-Интегратор Майнинг"

— Компания «Сервис-Интегратор Майнинг» успешно использует карьерные самосвалы БЕЛАЗ на производственных площадках открытых горных работ, грузоподъёмностью 220 и 90 тонн с 2019 года. В настоящее время развиваем это направление и планируем в ближайшее время приобрести еще более 20 единиц самосвалов. Помимо эксплуатации самосвалов, тесно взаимодействуем с Центром технической поддержки Б-24, в плане ремонта и диагностики узлов и агрегатов эксплуатируемой техники линейки БЕЛАЗ. На сегодня отношения между нашими компаниями только крепнут и совместно развиваются.

— Сергей Александрович, что особенно запомнилось в мероприятии?

— В рамках конференции «БЕЛАЗ-2022. Цифровизация и экологичность – драйверы роста в горнодобывающей промышленности” были продемонстрированы очень яркие примеры создания инновационной техники БЕЛАЗ — как в направлении цифровизации отрасли, так и экологичности. Особый интерес вызвал самосвал на электрической тяге, а также самосвал-гибрид. По моему мнению, на сегодня завод БЕЛАЗ, известный на весь мир как промышленный гигант, с уверенностью может взять направление в сторону полного цикла замещения импортной техники.

— Планируете ли развивать партнерские отношения с заводом?

— Как я уже отметил, на сегодня наша компания только наращивает обороты по укреплению партнерских отношений, так как техника БЕЛАЗ в будущем будет очень востребована и интересна в условиях постоянного развития горнодобывающей отрасли.

— Сергей Александрович, считаете ли данное мероприятие событийным для отрасли?

— Да, непременно! Эту конференцию можно назвать событийной для нашей отрасли производства, на которой были продемонстрированы горячие тренды развития горной отрасли, а также создание инновационной техники БЕЛАЗ.

Синегуб Сергей Александрович
Директор по информационным технологиям Кировского филиала АО «Апатит»

- Наша компания имеет давнюю историю сотрудничества с БЕЛАЗОМ. С 60-х годов прошлого века она продолжается уже более полувека. Понравилось все! Организация мероприятия, презентации, обсуждения… Понравилась культура производства на предприятиях завода. Все прошло на высоком уровне.

- Наши партнерские отношения были, есть и будут продолжаться. В 2019 году с БЕЛАЗОМ было подписано соглашение на поставку крупной партии карьерных самосвалов. Самосвалы БЕЛАЗ продолжают поступать на Восточный рудник КФ АО «Апатит».

- Такие мероприятия всегда проходят с пользой для горнодобывающих предприятий. На них мы узнаем о развитии и внедрениях новых цифровых технологий, инновациях в машиностроении, обсуждаем вопросы развития сотрудничества по новым моделям самосвалов и другой горной техники. Поэтому, я их считаю событийными.”

Лавренко Сергей Александрович
Научный руководитель проекта УНЦ ЦТ, Доцент кафедры машиностроения Санкт-Петербургского горного университета

— Завод БЕЛАЗ и Санкт-Петербургский горный университет успешно сотрудничают уже много лет. Это мощный творческий тандем белорусского производителя карьерной техники и одного из лучших в мире вузов по горному делу, где используются фундаментальные технические знания и опыт, которые позволяют создавать инновационные решения для горной отрасли. Карьерная техника БЕЛАЗ постоянно совершенствуется, модернизируется, становится более сложной, и чтобы повысить эффективность ее эксплуатации и помочь будущим специалистам избежать ошибок, было принято решение о создании Центра компетенций БЕЛАЗ в стенах Горного университета.
Центр компетенций БЕЛАЗ - это новый уровень образовательной и научно-практической подготовки студентов Горного университета, специалистов и руководителей предприятий, которые эксплуатируют технику БЕЛАЗ и желают повысить квалификацию на базе университета, место для научных исследований по приоритетным направлениям развития в горнотехнической отрасли, результаты которых послужат основой эффективных предложений и рекомендаций в области добычи полезных ископаемых.
Задача Центра компетенций БЕЛАЗ — дать студентам необходимый набор знаний и навыков для успешной работы на современном горном предприятии, укомплектованном интеллектуальными системами управления и роботизированной техникой. В частности, в лабораториях помимо тренажерных комплексов, лабораторных стендов и зон виртуальной реальности, доступно рабочее место оператора автономной карьерной техники, которое мы с Вами могли видеть в первый день работы Форума на полигоне в «Ситницком», а также система управления горным транспортом «Карьер», разработки компании «Цифра Роботикс», с эмуляцией центральной диспетчерской и образцы бортовых систем с искусственным интеллектом.
Также хотел бы отметить, что этот центр не только позволяет горным инженерам понять современные тренды развития отрасли, но и является реальной площадкой, где российская, белорусская, да и в целом интернациональная молодёжь может формировать дружеские отношения и укреплять их.

— Что особенно понравилось в мероприятии?

— В рамках данного мероприятия гостям Форума было продемонстрировано большое количество новых образцов техники, которая проходит испытания или уже передана компаниям в опытную эксплуатацию. Например, мы с коллегами впервые могли воочию наблюдать гибридный самосвал грузоподъёмностью 130 тонн, оснащённый двигателем внутреннего сгорания и тяговым электроприводом переменно-постоянного тока.
Ещё одна новинка — карьерный самосвал, работающий на сжиженном природном газе. В числе прочих моделей был продемонстрирован электромобиль на аккумуляторных батареях.
Белорусский автогигант продемонстрировал и возможности своей беспилотной техники на интеллектуальном карьере.
Кроме всего прочего данный формат форума позволил объединить российских промышленников, которые получили возможность обменяться опытом работы в условиях западных санкций, наметить пути развития, договориться о расширении сотрудничества, в том числе с белорусской стороной.

— Планируете ли развивать партнерские отношения с БЕЛАЗОМ?

— Как я сказал выше, мы с компанией БЕЛАЗ имеем достаточно тесное сотрудничество, которое носит стратегический характер, это составная часть парадигмы развития вуза. Наша основная цель — создать максимально комфортную для получения знаний и навыков среду, необходимую для подготовки высококвалифицированных инженеров, формирования нового поколения технической интеллигенции. Занятия на симуляторах холдинга позволят повысить компетенции обучающихся и действующих сотрудников горных компаний. С этой целью мы с компаниями-партнерами БЕЛАЗа, компанией РУСЭЛПРОМ и др. планируем развивать сотрудничество и создать лабораторию автономных электромеханических систем электродвижения горной техники, также сейчас ведется работа по разработке в стендовом исполнении отдельных систем самосвалов БЕЛАЗ для дооснащения существующего Центра компетенций БЕЛАЗ.

— Считаете ли данное мероприятие событийным для отрасли?

— Пользуясь случаем, хотел бы отметить высокий уровень организации и проведения мероприятия и поблагодарить за возможность присутствия здесь.
Подобные мероприятия действительно очень важны для горной отрасли и позволяют обмениваться опытом в очень непростое для всех нас время.
Горная отрасль уверенно движется к Индустрии 4.0, и проект роботизированного БЕЛАЗа совместно с компанией «Цифра Роботикс» —тому подтверждение. Участникам Форума удалось ознакомиться в интеллектуальном карьере с работой беспилотной роботизированной техники и оценить ее преимущества, а также ознакомиться с самыми последними новинками белорусского автогиганта. Поэтому, несомненно, считаю, что данное мероприятие удалось и будет по достоинству оценено участниками и гостями Форума.


Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Дворец культуры БЕЛАЗа. Здесь 30 сентября состоялась стратегическая сессия, на которой обсуждались важные тренды развития горной отрасли, а также создание инновационной техники БЕЛАЗа в двух основных направлениях - цифровизации и экологичности.

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Важность совместной работы и сотрудничества с основными потребителями завода – российскими горняками подчеркнул в своем выступлении генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Никифорович: “ Российский рынок по-прежнему остается приоритетным для БЕЛАЗа. Только в этом году туда отправятся более 900 большегрузов. Могу с уверенностью сказать, что портфель заказов на 2023 год у нас сформирован. И объемы промышленного производства и реализации продукции будут выше, чем в этом году”.

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

На испытательном полигоне предприятия. Шоу техники впечатлило всех без исключения! Помимо классических карьерных самосвалов гости Форума познакомились и с инновационными машинами: газовыми самосвалами, дизель-троллейвозом, самосвалом на аккумуляторных батареях, самосвалом в гибридном исполнении.

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Месторождение «Ситницкое», демонстрация работы роботизированной техники БЕЛАЗ в составе интеллектуального карьера.

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Конференция "БЕЛАЗ-2022"

Елена Заровная, Дмитрий Яковлев
Фото авторов и по материалам официального пресс-релиза мероприятия

Мы желаем заводу процветания и всего самого хорошего. Мы так же благодарим представителей компаний за интересные отзывы, комментарии, интервью.

"Всероссийский горно-строительный дайджест"