«Газпром нефть» усилила собственный арктический флот вторым ледоколом – «Андрей Вилькицкий»

В Санкт-Петербурге сдан в эксплуатацию ледокол «Андрей Вилькицкий», построенный по программе «Время Арктики»*. На сегодняшний день уже спущены на воду и эксплуатируются ледокол «Александр Санников» и 6 танкеров для транспортировки нефти

Современные ледоколы построены по заказу «Газпром нефти» для работы в районе арктического терминала Новопортовского месторождения** в Обской губе Карского моря и обеспечения круглогодичных поставок нефти сорта Novy Port на мировой рынок. Они предназначены для выполнения оперативных задач: ледокольная проводка танкеров, швартовные и погрузочные работы, буксировка судов, пожаротушение, участие в операциях по ликвидации разливов нефти, помощь при проведении спасательных операций.

Ледокол назван в честь знаменитого русского гидрографа-геодезиста, полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого. Судно спроектировано и построено на Выборгском судостроительном заводе для работы в пресных водах Арктики, которые свыше 200 дней в году покрыты ледовым покровом толщиной от 2 до 2,5 метров. Задача усложняется мелководьем в районе Обской Губы и сильными штормовыми ветрами. Для обеспечения бесперебойной отгрузки нефти за Полярным кругом необходимы такие ледокольные суда, как «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Они прокладывают водные каналы, по которым танкеры беспрепятственно и безопасно проходят путь к терминалу «Ворота Арктики».

Особая форма корпуса «Андрея Вилькицкого» позволяет ему разрезать и крошить лед, а не давить его, как атомоходы. Малая осадка в 8 метров и маневренность обеспечивают эффективность судна. На чистой воде «Андрей Вилькицкий» разгоняется до 16 узлов (30 км\ч), способен совершить поворот на 360 градусов за минуту, при мощности в 22 МВт показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Такие преимущества судну обеспечивает конструкция корпуса и три пропульсивные азимутальные установки типа «Azipоd», вращающиеся на 360 градусов, расположенные в кормовой и носовой частях.

В 2017 году ледокол спустили на воду, после чего провели работы по достройке и техническому оснащению. Судно успешно прошло швартовые, ходовые и ледовые испытания. На сегодняшний день «Андрей Вилькицкий» готов к отправке к месту своего нового базирования в Обскую Губу к терминалу «Ворота Арктики».

«Это уже второй высокотехнологичный ледокол, который будет участвовать в обеспечении бесперебойных отгрузок нефти с Новопортовского месторождения и поможет повысить эффективность нашей работы в акватории Обской губы. Новый порт — один из наиболее динамично развивающихся активов компании. В 2018 году объёмы добычи на месторождении выросли более чем на 40% по сравнению с прошлым годом. Ключевую роль в этом играет логистика, возможность продолжать отгрузку и транспортировку нефти по Карскому морю вне зависимости от погодных условий. Поэтому строительство ледоколов было необходимым условием дальнейшего эффективного развития Нового порта», — отметил председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков.

Справка:

«Время Арктики» — арктическая программа «Газпром нефти». В ее рамках разрабатываются Новопортовское месторождение, Приразломное месторождение в Печорском море, где добыча нефти осуществляется с морской платформы «Приразломная», Мессояхское месторождение — самое северное континентальное месторождение России. Осуществлен уникальный проект по круглогодичной транспортировке добытой нефти по Северному морскому пути. За всем этими впечатляющими результатами — не только новейшие технологии, развитие арктической инфраструктуры и увеличение роста добычи углеводородов. Освоение Арктики предполагает важнейшую социально-гуманитарную составляющую, которая становится неотъемлемой частью программы. Это и экологические мероприятия, направленные на сохранение уникальной арктической экосистемы и сохранение животного мира, и социальные программы поддержки малых народов Севера, и совместные проекты с международными компаниями.